адаптация страны к глобальным изменениям климата
29 марта 2024
В России продолжается работа по адаптации страны к глобальным изменениям климата

Возможности адаптации к изменениям климата и роль регионов в этом процессе стали темой обсуждения круглого стола «О реализации крупных климатических проектов в субъектах Российской Федерации», прошедшем 28 марта в рамках XXIII Международного форума «Экология большого города» в КВЦ «Экспофорум».

Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Серебрицкий.

Проблема негативных изменений климата актуальна для всех регионов страны, и Санкт-Петербург не является исключением. Начальник отдела градоэкологического обоснования развития территорий города СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт‑Петербурга» Артем Павловский подчеркнул, что последние 20 лет уровень моря в Невской губе восточной части Финского залива растет со скоростью 3,8 и более миллиметра в год, тогда как в конце прошлого столетия он рос по 2 мм в год.

«Скорость повышения уровня мирового океана и восточной части Финского залива увеличивается. Существует несколько сценариев, в том числе и экстремальный, согласно прогнозам которого уровень поднимется до 2,5 м к концу XXI века. И есть среднее значение — повышение на 1 м, что представляется весьма реалистичным».

Чтобы нивелировать возможные последствия во всей стране, в 2019 году был утвержден Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата. Его цель — недопущение негативного влияния на отрасли экономики и качество жизни людей. Национальный план разделили на три этапа. Первый этап завершился в 2022 году, второй рассчитан на период до 2025 года и содержит 17 мероприятий. Они предусматривают организационное, правовое, научно-методическое и информационное обеспечение необходимых адаптационных мер.

Сенатор, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов сказал, что региональный план адаптации к изменениям климата утвержден уже в 72 регионах.

«Я хорошо понимаю, когда мы говорим о планах адаптации, как многие вопросы тяжело решить на региональном уровне и что у каждого субъекта свой климат, своя ресурсная база, свои возможности и задачи. Единой методики в данном вопросе быть не может, и надо смотреть на уникальные особенности каждого из наших 89 регионов», — заявил Геннадий Орденов.

Однако регионы с высокими климатическими рисками пока не утвердили свои планы адаптации, поэтому еще предстоит большая работа, обратила внимание руководитель программы практики «Климатическая адаптация» дивизиона «Экология» АСИ Людмила Кожанова.

«В прошлом году мы провели анализ региональных планов и увидели, что лишь 40% мероприятий всех планов можно считать адаптационными. В связи с этим было принято решение о проведении модульной проектно-образовательной программы, в которой приняли участие 34 региона, разработавшие 42 научно и экономически обоснованных проекта по адаптации к изменениям климата», — пояснила она.

Участники круглого стола также обсудили отдельные проекты, направленные на снижение вреда окружающей среде. В частности, в стране осуществляется перевод автомобильного транспорта и коммунальной техники на газомоторное топливо (метан). По словам первого вице-президента ГК «Транспортная интеграция» Светланы Воронцовой, в период с 2015 по 2023 год численность транспорта, использующего природный газ, возросла в 3,9 раза, до 316,5 тыс. единиц. Его объемы потребления увеличились в 4,5 раза, до 2,19 млрд м3. В 2023 году использование газомоторного топлива позволило российским предприятиям сократить затраты на 70,2 млрд рублей и уменьшить объемы выбросов парниковых газов на 1,2 млн тонн, подсчитала эксперт.

Концепция развития рынка газомоторного топлива предполагает увеличение объема его реализации в 5 раз к 2035 году за счет производства новых автомобилей и переоборудования существующих, добавила Светлана Воронцова.

«Доля газомоторного топлива в общем топливном балансе должна увеличиться с 2% до 10%, в структуре автопарка — с 0,5% до 2%. Реализация программы в крупнейших агломерациях приведет к снижению выброса парниковых газов и экономии бюджетных средств», — резюмировала она.

 

Подписаться на новости форума