Итоговая резолюция XXII Международного форума «Экология Большого Города» и XXIII Международного экологического форума «День Балтийского моря»

31 мая 2023
Итоговая резолюция XXII Международного форума «Экология Большого Города» и XXIII Международного экологического форума «День Балтийского моря»

Мы, участники XXII Международного форума «Экология большого города» и XXIII Международного экологического Форума «День Балтийского моря», собравшиеся 22–24 марта 2023 года в Санкт-Петербурге – во «Всемирный день водных ресурсов», «День Балтийского моря» в количестве более 3500 человек из 80 городов и населенных пунктов России, 44 субъектов Российской Федерации, 10 зарубежных стран, в составе 37 руководителей отраслевых министерств и ведомств, исполнительных органов власти регионального и муниципального уровней, представителей бизнеса, представителей общественных и волонтерских организаций, профильных учебных заведений, экспертного и научного сообществ, зарубежных специалистов.

Осознавая глобальный характер современных экологических вызовов и необходимость скорейшего решения вопросов сохранения природы, учитывая, экологические приоритеты развития России, в том числе, представленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Посланиях Федеральному Собранию, а именно:

  • в 2020 году: О внедрении экологического мониторинга, наилучших доступных технологий с целью сокращения вредных выбросов, применение механизма расширенной ответственности производителей и перехода на экономику замкнутого цикла;
  • в 2021 году: О вызовах, связанных с изменением климата и адаптации различных отраслей хозяйства, разработки отрасли по утилизации углеродных выбросов, о внедрении системы «окрашивания» экологических платежей и ликвидации накопленного вреда;
  • в 2023 году: о продлении до 2030 года проекта «Чистый воздух», цель которого – оздоровить экологическую ситуацию в крупнейших индустриальных центрах, дальнейшая ликвидация старых мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда, оздоровление уникальных водных объектов, включая Байкал и Волгу, Дон, Каму, Иртыш, Урал, Терек, Волхов и Неву, озеро Ильмень, о разработке проекта закона о развитии туризма на особо охраняемых природных территориях принимаем резолюцию о нижеследующем.

В фокусе внимания XXII Международного форума «Экология большого города» находились – сохранение и восстановление водных объектов, цифровизация отрасли экологии и природопользование, климатические изменения и планы адаптации к ним, национальный проект «Экология» и XXIII Международного экологического Форума «День Балтийского моря» – устойчивое управление морскими регионами как инструмент сохранения морской среды.

Приветствуя внимание со стороны стран-участниц, таких как Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Китай, Конго, Киргизия, Таджикистан, Мьянма, Вьетнам и международных организаций к работе Форумов.

Рассматривая тесную координацию законодательной и исполнительной ветвей власти на всех уровнях, а также взаимодействие с деловым, научным и экспертным сообществами и общественными организациями в качестве ключевого условия эффективной реализации экологической политики.

Отмечая большое разнообразие подходов к исследованиям водной и морской сред в мире и в России и подтверждая важность разработки единого унифицированного подхода к исследованиям в Российской Федерации, а также в странах СНГ, в сфере экологического мониторинга водной среды, донных отложений, побережий, биологических организмов и др.

Обращая внимание, что прибрежные акватории в разных регионах мира могут иметь схожие проблемы, из чего следует необходимость внимательно изучить международный опыт морского пространственного планирования и внедрять лучшие решения для оптимизации хозяйственной деятельности в российских акваториях.

Отмечая значительное загрязнение всех водоемов планеты пластиковым мусором и микропластиком, а также вред, наносимый пластиковым мусором жизненному циклу
орнитофауны.

Поддерживая необходимость сотрудничества организаций Российской Федерации, зарубежных стран, в том числе стран СНГ, в области исследования проблемы морского мусора и микропластика для проведения соответствующего экологического мониторинга на основе согласованных методических подходов.

Отмечая, что морское пространственное планирование (далее — МПП — общественный процесс анализа и выделения пространственного и временного распределения деятельности человека в морских районах для достижения экологических, экономических и социальных целей, которые, как правило, были заданы с помощью политического процесса1), на основе экосистемного подхода, активно применяется во многих странах мира. В Российской Федерации отсутствует достаточная нормативная правовая база на федеральном и региональном уровнях в данной сфере. В то же время экологическое состояние ряда морских акваторий Российской Федерации характеризуется экологической напряженностью вследствие чрезмерной антропогенной нагрузки, высокой степени экологической чувствительности прибрежно-морских экосистем к внешним воздействиям, а также несовершенства механизма или отсутствия комплексного регулирования хозяйственной деятельности, учитывающего допустимую нагрузку на морские экосистемы.

Констатируя необходимость осуществления МПП с использованием качественных и полных данных о состоянии природной среды и проводимой хозяйственной деятельности, которые целесообразно аккумулировать в рамках единой государственной геоинформационной системы.

Признавая, что устойчивое развитие является элементом системы менеджмента территорий и организаций, способствующей становлению экономики замкнутого цикла и импортозамещению.

Отмечая необходимость совершенствования эффективной национальной — системы оценки, верификации, сертификации, стандартизации в сфере устойчивого развития.
Признавая, что соответствие критериям ESG2 принципов становится жизненно важным и экономически целесообразным, считаем необходимым закрепить важность роли стандартизации и оценки соответствия для реализации целей устойчивого развития.

Отмечая также, необходимость проведения предварительной экспертной оценки проектов создания и модернизации предприятий реального сектора экономики с привлечением экспертов по наилучшим доступным технологиям и поддержки инициативы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг  России) о внесении соответствующих изменений в ФЗ «О промышленной политике» с целью повышения эффективности мер государственной поддержки промышленности.

Обращая внимание, что на законодательном уровне не урегулирован ряд вопросов, касающихся сбора/приемки вещей для вторичного использования, а именно:

  • отсутствуют положения, устанавливающие приобретение права собственности на вещи, полученные в результате сбора/приема вещей для вторичного использования посредством объектов (ящиков, контейнеров), на условиях, определяемых договорами между участниками процесса сбора/приемки и дальнейшего использования вещей;
  • отсутствует четкий механизм согласования размещения контейнеров для сбора/приема вещей для вторичного использования;
  • на государственном уровне отсутствуют меры поддержки проектов в сфере сбора/приема вещей для вторичного использования.

Обращая внимание на то, что вопросы приема опасных отходов от населения остаются не в достаточной степени урегулированными, и отмечая системную работу, проводимую Рабочей группой по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, по устранению правовых пробелов федерального законодательства, в том числе в области обращения с отходами I и II классов опасности.

Отмечая, эффективность функционирования и необходимость дальнейшего развития Системы приема опасных отходов от населения в Санкт-Петербурге, обеспечивающей снижение экологических рисков.

Признавая необходимость сохранения существующих Санкт-Петербурге наработок, распространения позитивного опыта на другие регионы России и «донастройки» работы Системы приема опасных отходов от населения, в том числе, в части приема от населения лекарственных средств с истекшим сроком годности.

Призывая в связи с участием в мероприятиях китайских партнеров государственные органы власти, исследовательские, образовательные организации России и Китая развивать взаимодействие на базе подписанного 31 ноября 2022 года Меморандума о взаимопонимании между российскими и китайскими организациями по комплексным мультидисциплинарным исследованиям для устойчивого развития морской деятельности и сохранения окружающей среды.

Читать резолюцию полностью.

Подписаться на новости форума