Необходима программа комплексного развития зелёной инфраструктуры

27 марта 2025
«Необходима программа комплексного развития зелёной инфраструктуры, как инструмент реализации Генерального плана»

В завершающий день работы XXIV Международного форума «Экология большого города» 14 марта 2025 года в рамках в рамках специального проекта «Городская среда: Экология. Комфорт. Трансформация» прошла конференция «Зелёное строительство в устойчивом развитии городов: от стратегии к стандартам безопасной, комфортной городской среды».

Организаторами конференции выступили: Совет по зелёному строительству Санкт-Петербургского Союза архитекторов (председатель С.В. Цыцин) и РИА «Архитектурные сезоны» при поддержке Комитета по градостроительству и архитектуре и Ассоциации Саморегулируемой организации «Гильдия Архитекторов и Инженеров Петербурга» и  компании ООО «Смарт Руф».

В своей преамбуле модератор конференции, председатель Совета по зелёному строительству Санкт-Петербургского Союза архитекторов Сергей Викторович Цыцин отметил, что все новые проекты, которые сейчас строятся застройщиками в будущем будут безусловно только радовать наших горожан. Сегодня практически, все девелоперы стали предавать огромное значение озеленению и благоустройству, даже несмотря на некоторую критику в вопросах зелёного строительства, которая звучит последние годы в контексте западного влияния.

Вопросы экологии, зелёного каркаса или просто озеленения и энергоэффективности в формировании комфортной городской среды с годами не становятся менее актуальными, поэтому проведения подобных конференции всегда вызывает большой интерес.

С годами проблемы наоборот накапливаются, а актуальность данной повести дня не исчезает, а только становится все более важной. В то время, как уровень положительных решений наоборот повышается, так, что, мы с вами ещё не один раз будем собираться и дискутировать про зелёное строительство в устойчивом развитии городов!

Открыл конференцию по видеотрансляции директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Владимирович Финогенов с докладом: «Реализация подходов устойчивого развития в городском планировании». В своём выступлении он рассказал, что по поручению Президента РФ началась разработка 200 мастер-планов, (в том числе 5 по Дальнему Востоку, 15 планов городов Арктики), остальные распространяются на всю Россию.

На сегодня в России идёт горячая полемика о том, как мастер-планирование будет интегрироваться с традиционным градостроительным и стратегическим планированием по Град кодексу в соответствии с 172 ФЗ. Очевидно, что сейчас отмечается самый серьёзный ренессанс в сфере градостроительного планирования в нашей стране за последние 10 лет.

Это вселяет надежду в том, что вопросы, которые поднимаются на различных конференциях будут существенно восприняты региональными, муниципальными и Федеральными властями в рамках финальной компоновки тех проектов на основе принципов комплексного подхода, который лежит в основе финансирования в рамках Федеральных национальных проектов в различных городах. Отрадно, что принцип зелёного устойчивого развития, не как дань моде, а все более реальным становится для учёта новых девелоперских проектов.

Это связано с тем, что само население все чаще предъявляет запрос на качественный уровень жизни, а также на вопросы, связанные с энергоэффективностью и безопасностью жилых домов, с созданием зелёных каркасов, уже в городском масштабе. Здесь же вопросы, связанные с утилизацией мусора. На это реагируют как бизнес, так и власть. Бизнес, в последнее время, весьма активно меняет свои подходы на строительство жилых домов и кварталов, проектирование придомовых территорий, поскольку за это покупатель готов платить дорого.

АО ДОМ РФ в этой части разработал и уже утвердил два специальных правила, по зелёному МКД и ИЖС, кроме того, активные игроки на рынке зелёных облигаций, научились активно привлекать средства в те проекты, которые имеют высокий уровень устойчивого эко подхода в сфере девелопмента. Кроме того, АО ДОМ РФ впервые в стране запустил программу социальной льготы проектного финансирования застройщиков, которые смогут доказать, что их проекты эко устойчивы и соответствуют зелёным стандартам, а это в будущем позволит им получить конкретную скидку в рамках кредита на строительство.

Минстрой также активно работает над тематикой зелёных каркасов городов в рамках проекта по комфортной городской среде. Поддержка проектов благоустройства определяет принцип единой системы взаимосвязанных пространств не только досуга, но и регенерации природной среды в городах, в рамках распределения федеральных средств на благоустройство. В этой связи, «каменный» Петербург на мой взгляд, на сегодня, является идеальной площадкой для обсуждения и решения подобных задач, резюмировал директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ».

Начальник Управления ландшафтной архитектуры и монументального искусства Комитета по градостроительству и архитектуре Елена Викторовна Крамскова выступая с докладом на тему «Проблемы и пути решения озеленения и создания рекреационных зон жилой застройки Санкт-Петербурга», она отметила, что в действующем Генеральном плане города под зелёные зоны отведено 29% территории.

Стратегически распределяя городские земельные ресурсы, Петербург уже демонстрирует, что видит будущее именно за рекреационными зонами. Но остаётся очень важная задача – создание связанных зелёных пространств и каркаса, который должен стать опорой для дальнейшего экологичного развития мегаполиса.

Особо представитель Комитета остановилась на нормативах, которые позволили бы считать городскую среду оптимально озеленённой. «Каждый житель мегаполиса должен иметь сквер или иную зелёную зону в пятиминутной доступности, более масштабный парк – в 15-минутной и значительную прогулочную зону, позволяющую провести там продолжительное время на выходных – в 30-минутной доступности, – отметила она. – Для приближения к этим параметрам сейчас очень много полномочий и финансовых инструментов выделяется для муниципальных образований. Они реализуют эти проекты в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда». В этой работе участвует и Комитет по градостроительству и архитектуре, который проводит для муниципалов специальные обучающие семинары, где рассматриваются варианты проектов благоустройства».

Начальник отдела стратегического развития СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Ирина Борисовна Садикова, выступая с докладом «Генеральный план и другие ресурсы зелёного будущего Санкт-Петербурга» подробно осветила аспект градостроительной нормативно-методической базы зелёного строительства, предложив к рассмотрению прошлые, настоящие и будущие инструменты регулирования данной сферы. В 2007 году Закон Санкт-Петербурга «О зелёных насаждениях общего пользования», который устанавливает перечень и границы территорий зелёных насаждений, стал одним из главных документов управления, обеспечивающих городу сохранность зелёных насаждений от застройки. Была проведена инвентаризация зелёного фонда мегаполиса и закреплены границы объектов.

Работа в этом направлении была продолжена, и в 2010 году Закон «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге» установил минимальные показатели озеленения по районам, например, минимальный норматив обеспеченности для Адмиралтейского района – 6 кв. на человека, для Выборгского – 12 кв. на человека, для Пушкинского – 18 кв. на человека. За развитие зелёного фонда также отвечают Генеральный план и Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, в этих документах показано: где в нашем городе расположены зелёные зоны, какова их площадь и регламент использования. Кроме того, в конце 2023 года в нормативах градостроительного проектирования минимальные показатели озеленения, установленные Законом «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге», стали проектными нормативами. К перспективному направлению докладчик отнесла работы по формированию водно-зелёного городского каркаса, который является «не просто суммой природно-ландшафтной базы и существующего фонда, а гораздо более сложным многосоставным явлением, требующим системного подхода». Создание водно-зелёного каркаса – не просто благоустройство, это процесс возврата природы в город, процесса, который формирует у горожан убеждённость, что предки правильно выбрали место для жизни.

В Генеральном плане рекреационные зоны составляют порядка 29% от общей площади города, непосредственно зелёные зоны (Р2) – 26,4%, что трансформируется в 58,5 кв. зелёных насаждений на каждого жителя. Однако на уровне Правил землепользования и застройки, когда дифференцируются городские леса и исторические дворцово-парковые объекты, на одного жителя уже приходится 16 кв. условных зелёных насаждений общего пользования. «Это хороший показатель, но беда в том, что половина этих территорий находятся в собственности физических или юридических лиц», отметила Ирина Садикова.

Необходим правовой организационный инструмент, который будет определять хозяйственное регулирование этих участков в условиях наступающей застройки. В действующем Генеральном плане размещены объекты регионального значения: школы, улицы, электроподстанции, трамвайные депо и, в том числе, озеленённые территории общего пользования. Площадь одного такого объекта должна составлять не менее 2 га. Разработчики главного документа территориального планирования, который определяет развитие города на ближайшие десятилетия, разместили зелёные объекты на неразмежеванных участках и участках в собственности города, что обеспечит надёжность выполнения решений Генерального плана в части зелёного строительства.

По мнению эксперта, «уже сейчас необходима программа комплексного развития зелёной инфраструктуры, аналогичная программам комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур, которые предусмотрены Градостроительным кодексом как инструменты реализации Генерального плана».

В ответ начальнику отдела стратегического развития СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга», модератор конференции председатель Совета по зеленому строительству СПб Союза архитекторов Сергей Викторович Цыцин предложил ввести в Правительство Санкт-Петербурга должность заместителя Губернатора по водно-зелёному каркасу города.

Директор института гражданской защиты ФГБ ОУ  Высшего Образования «Удмурского государственного университета» Бухарина Ирина Леонидовна была приглашённым спикером на конференции в рамках специального проекта «Городская среда: Экология. Комфорт. Трансформация» и в своём докладе представила проект «Зелёный код Ижевска» и разработанную в УдГУ автоматизированную информационную систему «Зелёный код». Выступление Бухариной И.Л. было принято с большим интересом. Было отмечено, что подобные системы имеют важное практическое значение в связи с климатическими изменениями и адаптацией городов, для дальнейшего формирования комфортной городской среды.

Член Русского Географического Общества, эксперт постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗАКС СПб Марина Аркадьевна Мамаева выступила с докладом: «Значение городских лесопарков для здоровьесбережения населения». Она отметила, что еще А.Л. Чижевский, основатель гелиобиологии и исследователь воздушного электричества, акцентировал внимание на значении ионизации воздуха для сохранения здоровья людей. Воздух — это жизненно важная субстанция, поэтому он должен быть качественным, т.е. чистым, с достаточным содержанием отрицательных аэроионов, которых в 1 см3 воздуха должно быть не менее 600, а оптимально — 3000 — 5000. Именно оптимальное количество ценных для здоровьесбережения аэроионов дают хвойно-лиственные леса, образующие зеленый пояс Санкт-Петербурга, а также городские лесопарки, которых остается все меньше из-за наступления на них городской застройки. В то же время, как особо подчеркнула Мамаева М.А., за последние 18 лет рост заболеваемости населения Санкт-Петербурга значительно опережает соответствующие показатели по Москве, Московской и Ленинградской области, а также в среднем по России. Более всего вызывает беспокойство рост детской заболеваемости в таких нозологиях, как новообразования, врождённые аномалии, болезни органов дыхания, которые относятся к экологически обусловленной патологии. Медицинская география считает детскую заболеваемость критерием экологического благополучия региона, а потому, учитывая беспрецедентный рост детской заболеваемости, экологическую обстановку в Санкт-Петербурге нельзя считать благополучной.

Одним из наиболее действенных инструментов управления рисками является государственный надзор за соблюдением экологического и санитарного законодательства. В первую очередь эти действия должны быть ориентированы на те факторы, которые представляют наибольшую опасность для здоровья населения. А потому необходимо сохранять городские лесопарки максимально в их естественном состоянии, не нарушая сложившейся экосистемы, поскольку именно при таком условии они будут продолжать выполнять свои заложенные природой функции по оздоровлению городской воздушной среды.

Доцент кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Михаил Иванович Амосов в своём выступлении «Возможные направления развития законодательства о зелёных зонах в Санкт-Петербурге», Михаил Иванович Амосов обозначит три идеи, которые выросли из прошлогодней конференции 29 марта 2024 года в КВЦ «Экспофорум».

  1. Предложение внести изменения в Закон СПб о благоустройстве, обеспечивающие гарантии на участие жителей в обсуждении проектов благоустройства зелёных зон.
  2. Идея особого подхода к выделению «Городских лесопарков».
  3. Идея «временных ЗНОП» или идея «временного благоустройства.

«Когда мы размышляем о будущем зелёных зон, то должны понимать, что в городе огромное количество людей, которые заинтересованы в развитии и благоустройстве зелёных насаждений и между прочим в экономии бюджетных денег, когда речь идёт, например, о дорогом вложении, то многие горожане своё предпочтение и приоритет отдают хорошему экологичному проекту, чем богатому и неинтересному. В этом смысле, мы (депутаты) можем, опираясь на общественное мнение людей добиваться принятия новых законодательных инициатив, у нас квалифицированный и образованный народ. Я уверен, что Правительство + депутаты + горожане многое смогут сделать вместе, резюмировал депутат. Ко мне часто приходят люди с разными идеями по благоустройству, например, предлагают возобновить проект озеленение обводного канала, как это было при Советском Союзе в XX веке. Для многих из них непонятно, почему сейчас по обводному каналу машины ездят по обеим сторонам, да ещё в двусторонним режиме? Если сделать, допустим, в одностороннем движение, то наверняка появится какая-то площадь для озеленения и благоустройства», подвёл итог депутат.

Первый заместитель генерального директора Государственного Унитарного Предприятия Дачного Обслуживания «Пригородное» Владимир Анатольевич Демин рассказал о создание единого пространственно непрерывного зелёного каркаса является необходимым условием устойчивого развития города и агломерации при их фрагментации из-за неравномерных условий комфортности.

 Естественный водный баланс нарушается «запечатанными» поверхностями урбанизированных территорий, препятствуя вертикальной взаимосвязи между поверхностным и грунтовым стоком. Водосборные бассейны рек и ручьёв должны стать основой каркаса. Три зоны бассейна – приводораздельная, срединная и приустьевая – определяют разные природно-экологические условия для размещения основных, функциональных зон: жилых, производственных и рекреационных. Предлагается при подготовке генеральных планов и правил землепользования и застройки для города и агломерации использовать этот единый, экологически обоснованный критерий зонирования, что не только улучшит условия для экосистемы в целом, но и снизит дисбаланс в комфортности городских и пригородных территорий.

Участники конференции обсудили проблемы создания рекреационных зон в мегаполисе, вопросы управления зелёным фондом, значение городских лесопарков для здоровья и сбережения населения, возможные направления развития законодательства о зелёных зонах, перспективы формирования зелёного каркаса и другие темы. По мнению многих экспертов, «уже сейчас необходима программа комплексного развития зелёной инфраструктуры, аналогичная программам комплексного развития социальной и транспортной инфраструктур, которые предусмотрены Градостроительным кодексом как инструменты реализации Генерального плана».

Учитывая все вышеизложенные выступления спикеров можно резюмировать о том, что правовые инструменты зелёного строительства в устойчивом развитии городов в любой градостроительной политики должны приобрести новые качества, что потребует не только широкого обсуждения на форумах, но и конкретные действия от органов законодательной и исполнительной властей.

Материал предоставлен редактором РИА «Архитектурные сезоны» Еленой Гуляевой

Подписаться на новости форума